Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) - это набор поведенческих особенностей ребенка, проявляющийся в неусидчивости, невнимательности, избыточной подвижности, чрезмерной возбудимости, импульсивности.
Наличие этих поведенческих черт мешает обучению и социализации ребенка, адаптации его в дошкольном учреждении и школе, общению в семье. Высокая социальная значимость этих отклонений вывела этот синдром в центр внимания врачей и педагогов.
Критерии диагноза СДВГ недостаточно четкие, вердикт выносится на основании тестирования ребенка и выявления у него нескольких из перечня возможных признаков, по которым оценивается внимание, гиперактивность, импульсивность:
При общении с ребенком обращает внимание его неумение дослушать собеседника, желание перебивать собеседника, речь детей с СДВГ многословна, не всегда связанна, ребенку бывает трудно контролировать свое поведение.
При всей своей кажущейся очевидности, диагностика СДВГ имеет много сложностей, диагноз устанавливается только после тестирования ребенка психологом и неврологом.
Иногда впечатление о наличии СДВГ может возникнуть у врача во время первого визита и оказаться ошибочным, так как ребенок мог устать от дороги и ожидания приема, ребенок может вести себя необычно в атмосфере врачебного кабинета, стараться максимально привлечь к себе внимание родителей, которые отвлечены на общение с доктором.
С другой стороны, часто очевидные проблемы с поведением родители, особенно бабушки, отрицают, списывая их на особенности характера ребенка и оправдывая их тем, что "я всегда могу найти к нему подход".
Ключевая сложность в диагностике и лечении СДВГ лежит именно в названии этого состояния - синдромом в медицине обозначают характерное сочетание признаков, при этом важно не только выявить это сочетание, но и найти причину нарушений, чтобы на них правильно повлиять в процессе лечения. СДВГ может встречаться у детей с совершенно различными состояниями от легких неврозов до серьезных психиатрических и метаболических, генетических заболеваний.
При наличии нарушений медиаторного обмена ребенку необходимо назначение соответствующих лекарственных препаратов. Без правильного медикаментозного лечения работа психолога, дефектолога будет недостаточно эффективна.
В случае невротического фона в семье основой реабилитации является семейная психотерапия и формирование правильных семейных отношений.
При наличии признаков начала психических нарушений необходимо подключение детского психиатра. В некоторых случаях СДВГ развивается у детей на фоне приема лекарственных препаратов, применяемых для лечения сопутствующих заболеваний, например, эпилепсии. Это потребует коррекции терапии и замены лекарства на более комфортное для ребенка.
Психотерапия входит в комплекс реабилитационных программ у детей с СДВГ, в зависимости от ситуаций применяются различные методики: релаксация, поведенческая терапия, семейная психотерапия.
Особенные дети требуют к себе особенного отношения и если родители не проинформированы о правилах общения с ребенком с СДВГ, то проблема будет усугубляться и осложняться нарушениям обучения и социальной стигматизацией ребенка.