Проект "НЕ БОЙСЯ", который стартовал не так давно, но набирает обороты с каждым днем, расшил круг общения с замечательными людьми. Это и организаторы реабилитационно-образовательного центра "Детская Личность", и директор фонда "Подари Жизнь", и много еще замечательных неравнодушных людей.
Один из них - психолог Илья, его обзоры опубликованы на сайте
http://epilepsy.su/
Привожу один из них здесь, и надеюсь на продолжение. Спасибо, Илья, за участие в проекте!
Психологические аспекты эпилепсии
Помимо физических травм, которые больной эпилепсии рискует получить во время приступа, болезнь отражается на его психологическом состоянии, самосознании. При этом, чем более выражена судорожная составляющая припадков и частота их возникновения, тем более больной сенситивен (чувствителен) и раним в сравнении с больными, страдающими бессудорожной формой пароксизмов. Психологические исследования показали, что наиболее дезадаптивный характер реакций личности на болезнь в существенно большей степени выражен у больных с вторично-генерализованными комплексными парциальными припадками, с преимущественно височной локализацией очагов, личностно измененных, с большой длительностью заболевания и, особенно, с большой частотой припадков. Именно у такого рода больных доминируют эмоционально-аффективные расстройства: меланхолические, тревожные, ипохондрические, неврастенические, апатические, сенситивные, эгоцентрические и дисфорические паттерны отношения к болезни. У больных с нечастыми первично-генерализованными общесудорожными припадками преобладает гармоничный (относительно реалистичный) тип отношения к болезни; более выражены эргопатические (уход в работу) и анозогнозические (отсутствие критической оценки своей болезни) тенденции. Это свидетельствует о ранимости, фрустрированности (состояние напряженности, связанное с невозможностью реализовать свою потребность и достичь того, что было желаемо и спланировано) болезнью, о переживаниях больных в связи со своей социальной непохожестью на других (вне припадков эти больные, как правило, практически здоровы, что и стараются демонстрировать окружающим), стигматизированности самим фактом диагноза «эпилепсия».
Также установлено, что чем меньше больные удовлетворены своим физическим, эмоциональным состоянием, чем больше они испытывают озабоченность различными социально-ситуативными обстоятельствами, осложняющими жизнедеятельность, например, «личными отношениями», «зависимостью от лекарств», «защищенностью» и т.п., тем отчетливее тенденции к избеганию (или вытеснению) решения проблем.
Важно подчеркнуть, что у больных эпилепсией не отмечается глобального нарушения ценностной системы по сравнению со здоровыми людьми. Они сохраняют вполне высокую идентификацию себя с микро- и макросоциальным окружением. Это касается в первую очередь ценностей–целей жизни. Инструментальные ценности, рассматриваемые как средства достижения целей, меняются в большей мере. Относительно сохранная система ценностей — ценностное сознание является, вероятно, реальным механизмом активной жизнедеятельности больных, несмотря на жизненные трудности (или вопреки им), вызванные болезнью, что, вероятно, отражает известный в эпилептологии феномен — гиперсоциальные тенденции, то есть стремление больных к социальной гипернормативности как специфический, но не всегда осознаваемый способ защиты личности от тех ограничений, которые не всегда обоснованно формулируются обществом в отношении больных эпилепсией.
Формирование внутренней картины эпилепсии, как и любой другой болезни (возникающий у больного целостный образ своего заболевания) проходит следующие этапы:
1) начальный – в котором формируется чувственная ткань болезни, т.е вызванные ею телесные ощущения. На этом этапе ощущения плохо рефлексируются (осознаются) и вербализуются (поддаются словесному описанию);
2) первичного означения – в нём чувственная ткань болезни опосредуется определённой категоризацией, системой значений, универсалий. Это меняет характер телесных ощущений: они теряют неопределённость, получают модальность, интенсивность. Первичное означение может осуществляться либо самим больным, либо другими;
3) вторичное означение – соотнесение собственного самочувствия с существующими в данном обществе стереотипами о системах значений, в которых выражается опыт данного общества о здоровье или болезни. На этом этапе ощущения обретают статус симптома. Вторичное означение зависит от представлений о заразности, излечимости заболевания, в соответствии с тем мифом о болезни и её лечении, который есть в данном обществе;
4) порождение личностью смысла болезни – соотнесение смысла болезни с собственной системой ценностей, мотивами. Личностное значение болезни может быть разным:
-преградой,
-получением выгоды,
-иметь конфликтный смысл (способствовать получению одних мотивов и мешать других).
Несмотря на то, что большинство больных эпилепсией интеллектуально сохранны и никаких изменений личности у них не происходит, в общественном сознании ещё живы средневековые представления об этой болезни, стигматизирующие (клеймящие) её носителя. Эта проблема встречается во всем мире, что уж говорить о сегодняшней России, где бытовая жестокость и в детских, и во взрослых коллективах стала чуть ли не нормой. Человеку с эпилепсией часто могут отказать в приеме на работу, если узнают его диагноз. Ребенка могут не взять в детский сад, школу. На словах, «чтобы других детей не травмировать», а на деле — просто боятся ответственности.
Болезнь несёт человеку не только болезненные соматические ощущения, но и затрагивает основы его существования как личности. Качественная информация, а также психологическая поддержка могут существенно и позитивно повлиять на процесс формирования внутренней картины болезни. Именно над этим и работают психологи.
by Илья Принцевский
http://epilepsy.su/?page_id=563